Повесть о двух городах (A Tale of Two Cities), Чарльз Диккенс
С детства нравилась его фамилия. Диккенс. Слово-экслибрис. Ходил с мамой во взрослую библиотеку, там обитал особый аромат, и сильнее прочих манили собрания сочинений, стоящие рядами. Диккенсовское — самое волшебное, чёрное с зелёным отливом по корешкам, даже названия романов завораживали: «Тайна Эдвина Друда», «Домби и сын», «Холодный дом», «Лавка древностей». И я ждал то день, когда можно будет их читать.
Мечты vs реальность: «Лавка древностей» в подростковом возрасте оказалась не по зубам; излишек нагромождений, описаний, мало действия. Годы спустя поступал во ВГИК на сценарный, и пожилой профессор спросил:
— Вы читали Диккенса?
Пытаясь вспомнить, о чём «Лавка древностей», выдавил:
— Нет.
Профессор душно рассмеялся:
— Ну как вы можете идти на сценариста, если не читали Диккенса?
Писатель не виноват, но во внутренней табели о рангах оказался вычеркнут напрочь.
Я любил кино. Сейчас — меньше, тут много причин, но взять в руки «Повесть о двух городах» заставил этот вид искусства. Точнее, Мэл Гибсон, постановщик «Страстей Христовых» (не люблю, но это — монумент, а не картина) и «Апокалипсиса» (обожаю). Так вот, в каком-то интервью прочитал, что Гибсон мечтает экранизировать роман Диккенса о Великой Французской революции 1789 года. Понимая, что Гибсон любит «ваять» картины эпического размаха, купил книгу, в предисловии словил спойлер и..
«Повесть о двух городах» опубликована в 1859 году, в ней рассматриваются судьбы людей, перемешавшихся в причудливой игре истории, которая закончилась массовой резней. Диккенс осторожен в оценках: осуждает зажравшуюся знать, но беспощаден и к революционерам, которые так увлеклись казнями, что уже не разбирали, кого судят и убивают; лишь бы лились вино и кровь.
Роман захватывает: кино, которое выстроилось в голове, смешило, пугало, восхищало, заставляло гневаться и ужасаться. Приходили на ум параллели с нашей страной и даже нашим временем (сцена с каретой и убитым ребёнком), думал о христианстве, буддизме, жертве и прощении. О страшных совпадениях. О том, что все ходим впотьмах, не зная, как отзовутся наши малейшие и неприметные поступки. Что мы принимаем за счастье или беду снующие вокруг тени, погружаясь в собственное понимание мира.