Золото (Gold), Питер Гринуэй
Сомневался, покупать книгу или нет.. После просмотра трёх частей амбициозного проекта мистера Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера» читать побочный продукт, соединяющий тонкой нитью фильмы и жизнь, было боязно.
Зря опасался: если в предпоследнем своем фильме Гринуэй в открытую издевается над зрителем (многие мои приятели пулей вылетали из кинотеатра с показа «Моабской истории»), то в книге «Золото» он возвращается к стилистике своего первого полнометражного фильма, Falls.
То, что создал режиссер, как он скомпоновал истории 92 человек (магическое или любимое число Гринуэя), которые подверглись ЗОВу (Загадочному Ожесточенному Воздействию), в своё время вызвало у меня бурю зависти: надо же суметь в рамках минимального бюджета создать шедевр, который не повторить, даже если в твоём распоряжении будет 100 миллионов долларов!
Рецензию на Falls рука писать не поднялась: не передать восторга, там то, что впоследствии используют в своих текстах Павич и Крусанов, то, как свои фильмы снимут Аронофски и Реджио.
А что же книга? Та же цифра 92 (всего было 100 слитков золота, но лейтенант Харпш расплатился восемью по дороге). История одна: май 1945 года, лейтенант Харпш зашёл в банк города Баден-Баден, уговорил свояка отдать ему сто слитков золота с обещанием озолотить того сверх меры после окончания войны, погрузил со своим помощником слитки в два чемодана и положил их на заднее сиденье чёрного «мерседеса».
Близ города Больцано, где никогда не умели приготовить хорошие спагетти, произошла авария, и лейтенант погиб, не успев достигнуть цели — приюта под патронажем Красного креста, в котором держали его четырёхгодовалую дочь. Это золото помогло бы ему выкупить ребенка.
История одна, и жирной чертой проходит через всю книгу. В каждой главе упоминается злосчастный лейтенант и проклятые спагетти, которые нельзя заказывать в городе Больцано (кстати, неподалеку родился писатель Герберт Розендорфер). Прочие рассказы — предыдущие жизни золота, ставшего 92 слитками. Еврейского золота.
Не люблю, когда тему Холокоста поднимают в художественном кино. Коробит от лент Спилберга и Полански. Считаю, о массовом истреблении евреев нужно читать (сюда вписываю комикс «Маус»), смотреть документальное кино (впрочем, есть безупречные картины «Сын Саула» и «Ида», в которых не тычут в лицо смертью, а ужаса в итоге — больше, чем в «Списке Шиндлера»). О Холокосте необходимо знать, изучать документы, читать мемуары и.. вот эту книгу.
За каждой историей золотого колечка, браслета, подсвечника стоят изуверства, боль, страх и ужас. Книга «Золото» — собрание мерзостей, копошащихся в душе человеческой, и особенно яростны они во времена войны и травли.
Слово «золото» вкупе со словами «кровь», «убили» и «расстреляли» звучит столь часто, что к этому металлу испытываешь ненависть.
Гринуэй пишет: «Если собрать всё золото мира в одном месте, получится не очень большой кусок: 60х60х60 метров». За этим воображаемым кубом золота стоят километры доменных печей, горы пуль, ножей, века войн и легион одержимых алчностью, злобой, завистью. Плавилось золото, плавилась жизнь. Вот почему Харпш не довёз золото до своей дочери. На слитках было проклятие..