Воспоминания о прошлом Земли, Лю Цысинь
Дочитал вчера трилогию Лю Цысиня «Воспоминания о прошлом Земли», умопомрачительную фантастику о контакте землян с инопланетянами и ужасами, которые последовали за ним. Читал почти без передышки, книгу (здоровый тысячестраничный талмуд) откладывал с неохотой, потому что автор — блестящий рассказчик, он так строит сюжет, что аж потрясывает: блин, вот завернул, а как выкрутится?! Цысинь выкручивается, и от его размышлений сводит мозг. Пожалуй, это — одна из лучших фантастических книг, хотя она небрежно написана (не литература, имхо, а платформа для сериала, который вроде как даже снимается). Второй минус — суть романа, но об этом чуть позже.
Не буду рассказывать о всех перипетиях, только завязку: Е Веньцзе так потрясена смертью отца во время буйств Культурной революции в Китае и собственным опытом «очищения от грехов», что ставит человечеству ноль. Будучи астрофизиком, она попадает на секретный объект, задача которого: ловить сигналы из космоса и посылать их, используя Солнце. Экспериментируя, Е отправляет сигнал в одну из звёздных систем и получает ответ, в котором говорится следующее: «Мы получили ваш сигнал. Не отвечайте. Наша раса — коварна и жестока, если другие обнаружат жизнь в другой точке галактики, вы обречете себя на смерть».
Но Е отправляет повторный сигнал. Меня эпизод размазал: не знаю, на какое дно должен рухнуть человек, чтобы нажать кнопку, дающую старт гибели человечества. Какой жадной и голодной должна быть обида, чтобы выжрать человека изнутри и позволить ему без колебаний совершить такое. Но у Цысиня почти в каждой главе героям приходится совершать действия на грани фола, в постоянном подкидывании камушков на весы этики. Что ценнее: детская слеза или целый мир? Мы знаем ответ Достоевского, а вот у китайцев ответ однозначен, и этим пропитаны три тома: каждый житель страны (читай — планеты) обязан отдать глаз, почку, ребёнка и саму жизнь, если потребует государство (человечество).
Согласно размышлениям автора, мир в итоге придёт к этой философии и отбросит ненужную этику, потому что вызовы человечеству неостановимы, они уже у порога: климатическая катастрофа ждёт нас не через сто или двести лет, она — здесь.
Одновременно с «Воспоминаниями о прошлом Земли» читал «Лучшее в нас» Стивена Пинкера, и его размышления приводят в то же русло. Автор не хоронит демократию (хотя мог бы, если был способен предсказать эпидемию ковида и её последствия), но утверждает, что одной из гарантий снижения насилия в мире является Левиафан — государство с его силовиками и стражами порядка. Это подводит ко второму внутреннему витку трилогии и её отталкивающей сути.
Люди — стадо. Что вдалбливается читателю на протяжении тысячи страниц. Человечество — тупой флюгер; неблагодарные, изнеженные, слепые во всех смыслах душонки, готовые распять собственных спасителей в любой момент.
И, наконец, третье. После прочтения в душе осталась дыра: несмотря на «позитивный» финал, после того, как вместе с героями прорвался через моральные выборы, через столетия и тысячелетия бессмысленных смертей, жутких неудач, внутреннего ада, ни на одной странице не увидел главного.
Очевидно, Лю Цысинь относится к тем людям, которые уверены, что после смерти нас не ожидает ничего, кроме тьмы. Для них после смерти — пугающая пустота. Сотни миллионов людей живут с этим страхом, и трилогия о первом контакте человечества с инопланетянами усиливает ужас. В мире, созданном автором, религия существует в качестве комариного писка в отдалении. А посмертие в принципе невозможно, хотя книга развернёт перед читателем такие бездны, что мурашки по коже будет толпами ходить (это в финале)..
Мне, как буддисту, стало грустно: вижу возможный путь развития человечества в духе книги. Понимание вселенной без признания того, что существует нечто большее, чем видимый мир (называйте, как хотите), выльется в порядок, в котором права личности и свободу отменят. Ради блага. Ради выживания. Что скрежещущий зубами материализм начнёт рулить, отменяя мудрость тысячелетий. Надеюсь, ошибаюсь. Просто сострадаю тем миллионам, которые живут с шорами, а культура бездействует, потому что нет языка. И дискурса, собственно, нет. Хотя Его Святейшество Далай-лама много лет сотрудничает с учёными, позволяя раскрывать тайны ума и мозга в условиях окружающей нас «молчаливой» вселенной.